Психолог и логопед

1. Программа «На пути к одаренности»
Включает в себя:
1. Диагностика исследовательских способностей – это психологические игры и тренинги. Игровые занятия проходят по принципам:
— принцип свободного участия
— принцип осознанности
— принцип рефлексии
Например: передай настроение, эхо, испорченный телефон и т.д.
2. Развитие познавательного интереса и исследовательской активности – это формирование навыков и умений:
— видеть проблемы
— задавать вопросы
— выдвигать гипотезы
— умение наблюдать
— умение делать выводы и умозаключения (умозаключения по аналогии, как люди смотрят на мир? и т.д.)
— умение доказывать и защищать свои идеи.
3. Различные тренинги:
— «Посмотрите на мир чужими глазами»
— «Как птицы узнают дорогу на юг?»
— «Где можно построить нарисованный тобой дом?»
— «Кто, где и когда может построить этот дом?»
— «Подбери слова»
— «Расскажите другими словами»
— «Сочини сказку»
— По обучению наблюдательности (тренировка памяти)
— По обучению проведению экспериментов:
а) мысленный эксперимент
б) эксперименты с реальными объектами (плавучесть предметов, как вода исчезает и т.д.
— По обучению навыков слушания
— По успешному разрешению конфликтных ситуаций. Знакомство с динамикой конфликта (нарастание, реализация, затухание)
— По обучению коммуникативных способностей («Давай поздороваемся», «Опишите друга», «Цвета эмоций», «Тихий разговор», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Передай улыбку», «Пирамида любви» и т.д.)
— Устранение неадекватной самооценки
4. Развитие способностей конвергентного и дивергентного мышлений в исследовательском поведении – как результат – овладение детьми умениями в систематизации сведений, полученных путем исследовательской работы:
— умение анализировать
— умение синтезировать
— умение делать обобщения
— умение классифицировать
— умение давать определения понятия
5. Задачи на объемно-пространственное мышление – вербальные конвергентные (творческие), невербальные (использование математических символов). Как результат — развитие мышления, совершенствование мелкой моторики, развитие креативности (оригинальность, гибкость, беглость мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам).
Задачи усложняются по мере овладения приемами их разрешения.
6. Склеивание (аггмотинация) – это мысленное соединение частей различных животных, так что бы получилось из них живое существо с новыми необычными свойствами.
7. Развитие коммуникативных способностей:
— формирование навыков общения
— преодоление личностных трудностей (выявление и устранение причин трудностей – возрастные кризисы (агрессивность, гиперактивность) и т.д.)
8. Методики формирования навыков общения:
— экспериментальные игры («Секрет», «День рождения», «Рисунок семьи»)
— эффективная коммуникация (активное, пассивное, эмпатическое слушание, развитие эмпатии (преодоление дискомфорта во время публичных выступлений, боязни экзаменов и прочих отчетных выступлений))