Творческая мастерская

Маленькие художники

О пользе изобразительного творчества

tvor_masters

          Ваш малыш изводит горы бумаги. На этом листочке домик, и на следующем — домик. На третьем — домик с трубой. На четвертом рядом с домиком приставлен треугольник с палками. Оказывается, это дерево. И наконец — на четвертом появляются и домик с трубой, и дерево, и солнышко, слегка напоминающее паука. Это победа! Все элементы соединились в единой композиции.

Оказывается, в природе ребенка заложена способность отрабатывать свои собственные навыки. Это ценное качество надо беречь, как зеницу ока. Особенно, когда дело касается рисования.

Перед школой ребенок должен очень много рисовать. Во-первых, он таким образом тренирует руку, готовит ее к тому, чтобы скоро засесть за прописи.

Во-вторых, с рисунком связана работа его воображения. Замечено, что, чем подробнее и разнообразнее рисунки ребенка, тем легче ему впоследствии выражать свои мысли на письме. Лев Семенович Выготский, один из величайших «китов» отечественной психологии, не случайно считал детский рисунок прообразом письменной речи.

Поэтому всеми способами поощряйте желание ребенка рисовать. Пусть у него будут разные материалы для работы: карандаши (хорошо бы в большой коробке — с богатой цветовой гаммой), восковые мелки, краски. При работе с этими материалами задействованы разные мышцы руки: карандаш в основном напрягает кисть, а мелок требует работы «от плеча». Краски, безусловно, чреваты грязью. Но лишать ребенка возможности «живописать» — все равно, что не давать ему бегать. Поэтому лучше завести ему рабочий халат (халатом может служить старая папина рубашка, надетая задом наперед; она прикрывает ребенка «до пят», спереди к ней можно прикрепить бант — будет вылитый Карандаш), большую клеенку для того, чтобы накрыть стол или место на полу, и хорошо впитывающие воду тряпки. При использовании гуаши («детское масло» — легко мажется, непрозрачное и позволяет замазывать ошибки) в качестве бумаги годятся старые обои.

Сходите с ребенком в музей изобразительного искусства и попробуйте устроить дома маленькую «картинную галерею», частично состоящую из работ самого ребенка. Обратите внимание ребенка на то, что в музее каждая картина обязательно имеет название, а некоторые — описание изображенных событий. Тогда он все захочет сделать «по-настоящему».

Выбирайте особо удачные рисунки, вместе делайте для них рамки, вывешивайте рисунки на стену и подписывайте на специальных табличках: имя и фамилия автора, название «картины», дата окончания работы. Таблички ребенок с удовольствием будет делать самостоятельно. И конечно, просите рассказывать, что изображено на рисунках. Не беда, если ребенок додумает что-то по ходу рассказа. Вам важно, чтобы он говорил, выражал свои мысли и чувства.

Замечательное занятие — рассматривать вместе с ребенком репродукции картин художников. Можно даже поиграть в игру «Какую картину я задумал?» — ведущий описывает словами, что изображено на картине. Остальные отгадывают название и автора. Если ваш ребенок может быть ведущим, значит, у него достаточно развита зрительная память, что является необходимой основой грамотного письма. А вы незаметно закладываете хорошую основу для его обучения устным и письменным формам взрослой речи — пересказа, изложения, сочинения.

Занятия изобразительным творчеством в нашем центре способствуют развитию творческого воображения, мелкой моторики, мышления и усидчивости. Выразить себя в творчестве — это прекрасная возможность для ребенка выплеснуть свои эмоции, выразить то, что он чувствует, с помощью цвета и формы. Работа с пластичными материалами развивает не только творческие способности и фантазию, но дает возможность ребенку лучше осознать границы своего тела, развить мелкую моторику и подготовить руку к письму.

Занятия в арт-мастерской носят еще и психологический характер — рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.